Обзор рынка торговой недвижимости Москвы за 2018 год

Обзор рынка торговой недвижимости Москвы за 2018 год

Возвращение потребителей в магазины в 2018 году было недолгим. Уже к концу года потребительские ожидания стали ухудшаться. В 2019 году потребительский рынок будет оставаться слабым. В среднесрочной перспективе можно ожидать стагнации.

Ввиду высокой конкуренции и ослабленного недвижимости чувствителен к появлению новых торговых объектов. Недавно открывшиеся и обновляемые объекты относительно быстро заполняются, в то время как устаревающие ТЦ испытывают ротацию арендаторов и в отдельных случаях рост вакансии.

 

СТАГНАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

После «рывка» в прошедшем году в 2019-2020 гг. недостаточный платежеспособный спрос будет удерживать розничную торговлю в фазе слабого роста. Предварительная оценка Минэкономразвития роста располагаемых доходов населения в 2018 году выглядит завышенной на фоне альтернативных более консервативных оценок.

По итогам 11 месяцев 2018 года рост оборота розничной торговли относительно аналогичного периода прошлого года составил 2,6%. Предварительная оценка результатов года Минэком - 2,9% - выглядит слегка завышенной, если не будут пересмотрены показатели предыдущих месяцев. Рост сектора происходит за счет потребительского кредитования, т.к. доходы населения растут значительно более медленными темпами.

По предварительным оценкам Счетной палаты и ВШЭ рост реальных располагаемых доходов населения в 2018 году не превысил 1%. Эти оценки подтверждают данные Росстата за 11 месяцев 2018 года – 0,4%. Оценка Минэкономразвития обусловлена скорее политическими, а не экономическими факторами. В текущем году рост благосостояния населения также будет минимальным. Это скорее всего приведет к снижению посещаемости и/или снижению среднего размера покупки.

ОНЛАЙН VS ФИЗИЧЕСКИЕ МАГАЗИНЫ

Онлайн торговля является одним из основных факторов роста для розничного сегмента, особенно по некоторым категориям. Пока доля онлайн продаж в обороте розничной торговли несравнимо мала, и формат дает скорее качественное, а не количественное изменение рынку.

Рынок торговой недвижимости Европы сейчас сталкивается с серьезными нарастающими вызовами. Конечно, люди продолжают и будут продолжать совершать покупки в физических магазинах. Но все чаще отдельные объекты и даже целые форматы сталкиваются с трудностями в привлечении покупателей. Одним из факторов этого давления является активно развивающаяся онлайн торговля. Если для более развитых рынков Западной Европы эта угроза более актуальна в краткосрочной перспективе (уже сейчас доля онлайн ритейла составляет 10-20% розничного рынка), для Восточной Европы, в т.ч. для России, это более отдаленное будущее. Но уже сейчас ритейлеры перестраивают свои логистические сети для перехода на омниканальность.

Источник: Департамент аналитики и исследований Cushman & Wakefield

Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт, анализировать использование наших продуктов и услуг, повысить качество рекламных и маркетинговых активностей.

Запросы (0)

Избранное Смотреть на карте

Смотреть на карте

Закрыть